Описание работ по внедрению
В марте 2006 года стартовал проект по созданию нового программного комплекса, предназначенного для автоматизации управления торговой деятельностью сети салонов «МобиДик». Компания «МобиДик» занимает одну из лидирующих позиций на рынке предоставления услуг мобильной связи, а также розничной продажи аксессуаров и мобильных терминалов ведущих фирм производителей. Сеть быстро растет и до конца года планируется открытие еще 50 торговых точек к уже имеющимся 100 магазинам в Украине. В процессе своего развития компания «МобиДик» достигла той стадии, когда используемая информационная система, построенная на платформе «1С:Предприятие 7.7», перестала «успевать» за темпами роста бизнеса.
Также в торговой деятельности заказчика «накопились» бизнес-процессы, которые не были предусмотрены в предыдущей системе. Все это вместе привело к необходимости замены информационной системы, которое переросло впоследствии в решение создать новый программный комплекс на базе современной платформы «1С:Предприятие 8.0».
На этапе анализа процессов стало очевидным, что наиболее подходящим решением вопроса о структуре будущего программного комплекса станет создание распределенной базы 3-х уровневой архитектуры. Требовалось обеспечить оптимальное взаимодействие между розничными магазинами и центральным офисом, что было сделано при помощи промежуточных региональных баз. Главным образом, такой подход был предпринят с целью оптимизации обмена информацией в распределенной среде и масштабируемости решения в целом.
Также была решена задача ограничения доступа к данным, в зависимости от места создания документов и рабочих мест пользователей, их ролей. Персонал торговых точек не имеет доступа к входящим ценам на реализуемый товар и получает только ту информацию, которая касается оперативного учета товара в их розничной точке. Требуемая частота обмена данными между распределенными базами- 40 минут. В настоящий момент в компании работает более 300 человек, большая часть которых рассматривается в качестве пользователей программного комплекса. Для того, чтобы облегчить процесс обучения такого количества сотрудников, разработан удобный, интуитивный пользовательский интерфейс.
Особенность автоматизации участка розничной торговли заключалась в том, что магазины «МобиДик» предлагают подключения ко всем операторам мобильной связи, причем с поддержкой всех маркетинговых акций, проводимых компаниями Киевстар, UMC, Life и др. Кроме того, компания «МобиДик» проводит собственные рекламные акции по стимулированию продаж. Также при продаже учитываются условия подключения, которые у каждых операторов разные. В результате одна и та же модель телефона может иметь 30-40 вариантов цены продажи.
При разработке программного комплекса реализован механизм автоматического подбора цен товара, в зависимости от условия продажи (пакетное подключение, акции и др). Товарный учет в центральном офисе ведется по партиям с использованием метода FIFO. При необходимости для определенной номенклатуры (мобильные телефоны, стартовые пакеты) можно включить ведение учета по IMEI. Подсистема отражает любое перемещение товара (поступление, реализация, возврат), обеспечивает возможность проведения кредитных операций, фиксирует изменения качества товара. Разработаны эргономичные формы для ввода данных о покупателях и подключаемых абонентах. Налажена подсистема ценообразования в зависимости от категории магазина (в настоящее время их семь).
Существуют так называемые «эксклюзивные торговые точки», представляющие интересы одного оператора и «общие торговые точки», предлагающие универсальный пакет товаров и услуг. В заключение хотелось бы отметить еще одно достоинство созданного прикладного решения. Реализовано автоматическое обновление конфигурации в распределенной среде.